Проектный семинар «Креативная экономика»: лекция и конспект — «Творческий кластер 3.0».

«Творческий кластер 3.0»

Творческий кластер – неотъемлемый элемент креативной экономики, некое пространство, объект, который наполняется смыслами, привносимыми различными субъектами, обеспечивающими выход кластерного продукта. Своё развитие в России этот способ проектирования получил благодаря высокой конкуренции на рынках девелопмента (девелопинга). Собственно, первые креативные кластеры имели форму девелоперских проектов.

Существует две схемы девелопинга в России:

1. Классическая или Московская. Девелопер оформляет пространство под творческое и выбирает арендаторов, которые бы соответствовали его представлению о творчестве, но на самом деле могут и не являться творческими в полной мере. В регионах такая схема не срабатывает.

2. Санкт-Петербургская. Пространство делится между группой разных творческих арендаторов. Но вместе с арендой в нагрузку идёт и организация событий. Весь кластер (пространство) превращается в «событийную машину», когда, даже находясь в самой глуши города можно притянуть к себе публику даже за счёт предстоящих событий. Формируются разные связи между группами арендаторов, поэтому появляется возможность создать совместный проект. Из-за высокой плотности событий модель долго не выдерживает и существует максимум два года. Но такой подход может сработать, если правильно управлять событиями.

В этих схемах есть один промах: сама экономика не является здесь креативной, хотя элементы, вроде использования творческого кластера, и присутствуют в большей или меньшей степени. Так, ни один из кластеров не работает, не запускает креативную экономику.

Модель «Творческий кластер 3.0».

Модель творческой экономики – это, прежде всего, модель взаимодействия всех, кто участвует в создании продукта или формировании услуги. Креативный кластер помогает разобраться в сути креативной экономики: что она из себя представляет, как запускается, как взаимодействовать с другими субъектами и что это за субъекты.

Субъекты творческой экономики:

1. Генераторы – учёные, городские идеологи, философы, предприниматели. Деятельность этой группы людей всегда должна быть связана со смыслами. Генераторы создают смыслы и уникальность проекта, наполняют ими творческое пространство. Генератору важно найти баланс между культурой локальной и культурой глобальной и уметь работать с их потенциалом.

2. Проблематизаторы – городские активисты; чиновники, непосредственно взаимодействующие с населением; мелкие предприниматели; социологи; маркетологи – все те, кто непосредственно находятся в пространственной деятельности, кто взаимодействует с реальным миром напрямую.

Проблематизаторы должны сформировать и раздать специалистам техническое задание – задачу, в которой известно поэтапное производство нового продукта или услуги. При этом необходим корневой анализ решаемой проблемы.

Проблематизаторы оказываются самым провальным блоком творческого кластера в любом городе: из-за отсутствия мониторинга, анализа и рефлексии представители этого слоя практически не знают своих реальных проблем. Нежелание углубляться в суть проблемы охватило всё постсоветское пространство. Ранее исследовательская, проектная и рефлексивная части были разъединены. Их представители занимались каждый только своим делом, не погружаясь в деятельность другого сектора. Это помогало скрывать большие проблемы и несостыковки, но так же укрепляло отсутствие самоанализа, из-за чего сейчас множество существующих проблем просто не входит в поле зрения человека, не отрефлексировано и не осмыслено. Отсюда можно вывести самую большую проблему креативной экономики – отсутствие налаженной связи с реальностью.

3. Решатели – дизайнеры, предприниматели, организаторы событий, архитекторы. Решатели являются ядром креативной экономики и производят технологию или решение. Для успешного делопроизводства решатели должны вдохновляться уникальностью собственного проекта, но, к сожалению, так не происходит. Сегодня этот сектор вдохновляется сторонними вещами, возникающими из поиска в Google.

В креативной экономике всё строится на вдохновении (как одном из элементов). Вдохновиться – значит вобрать в себя большое количество информации, структурировать её и работать с ней так, чтобы в голове возникали новые идеи и смыслы.

Вдохновляться в быстром формате (через Google) не очень хорошо для разработки оригинальных решений. Мозг нуждается в постоянном творческом тренинге.

Представители класса решателей всегда чувствуют некоторую ущербность, поскольку не знают с кем скооперироваться, никто не дал им схемы и задачи, не объяснил, как взаимодействовать с реальностью. Никто не показал им уникальность, которой можно и нужно вдохновляться.

В креативной экономике процветает модель «сделай всё сам», поэтому междисциплинарные связи не налажены. Такая модель возникает по разным причинам: например, человек считает, что сэкономит ресурсы и прибыль. Но когда возлагаешь всю ответственность на себя, есть огромная вероятность что-то упустить из виду, не совсем верно распределить время. Работа может быть не очень качественной, поскольку быть сосредоточенным сразу на нескольких заданиях невозможно.

Ещё один момент, который стопорит развитие креативной экономики, в том, что все методологии, язык и термины – всё привнесено из другой культуры. Единственный минус – с ними не пытаются работать и разбираться .

4. Делатели – все те люди, во владении которых обычно находятся деньги и которые выпускают готовый продукт или услугу (кинооператор, преподаватель в школе, столяр и прочие). Но, по сути, в городах делатели занимаются самокопированием, они не тратят свою энергию на работу с уникальностью, а также не кооперируются с другими. Происходит деградация культуры производства на фоне отсутствия нормальной кооперации.

Для них важен конечный продукт, поэтому они концентрируются на нём, но не интересуются тем, как он получается. А когда конкуренция происходит не за счёт решений, а за счёт административных ресурсов, сокрытой информации, тогда рынок развиваться не будет.

5. Экспортёры – все те, кто имеет отношения с другими территориями; все, кто управляет потоками людей и коммуникаций. Под территориями в креативной экономике подразумевается больше культура, чем физическое пространство, поскольку, по сути, особенность того же рынка состоит лишь в культуре.

В настоящее время экспортёры – это:

1). ВУЗы: вечный поток людей приходящих и уходящих, перенаправленных и т.п. Естественно, ВУЗ не делает полного анализа человека и его истории. Также нет взаимодействия у ВУЗа с выпускниками. В принципе за всё время обучения не налаживается такая прочная нить связи (только в Сколково поставлен на поток сбор выпускников, при этом готовность обмениваться кадрами и выпускниками постоянна) между  самим ВУЗом и его студентами. ВУЗы, по сути, не работают со своими студентами: ни с обучающимися, ни с обученными.

2). Туризм. Турагентства, туроператоры рассматривают своих визитёров и постояльцев просто как доход, но никого не интересует, кем эти люди являются и что полезного они могут дать городу.

Экспортёры находятся в предыдущей экономической модели. Для них, конечно, важно управлять потоками, но качество этих потоков – вне интересов экспортёров.

3). Медиа.

4). Логисты.

В любом городе есть все составляющие, все элементы креативной экономики, но последняя так и не может закрепиться даже на краткий срок. Причина кроется в следующем: каждый из субъектов существует в собственной реальности, не готовый открыться другим, предпочитающий делать всё самостоятельно. А в большинстве случаев и не ведающий о других субъектах.

Для того, чтобы творческая экономика всё-таки начала приживаться, нужно ввести три новые искусственно-созданные компетенции, которые соответствуют трём новым субъектам.

1. Куратор – тот, кто связывает любую реальную ситуацию с теми, кто имеет возможность этой ситуацией вдохновиться, оттолкнуться от неё и предложить нечто новое (новые смыслы). Интегральная компетенция, применяемая не только относительно искусства. Куратор управляет вниманием тех, кто занимается наукой, искусством, творчеством: помогает сконцентрировать их внимание на определённой проблеме. При этом работа куратора должна быть очень деликатной. Нужно уметь направить фокус внимания на реальные городские проблемы.

2. Продюсер-модератор. Если в классической модели продюсер – «владелец пирамиды»: сам всё придумал, сам всех вдохновил, собрал, организовал и поделил ресурсы, то продюсеры в творческой экономической модели не работают в одиночку, наоборот, стараются выступать в роли интеграторов.

Продюсер в креативной экономике – сложный коммуникатор, который знает все элементы и может выстроить сложную связь между ними. Он может дать кому-то техническое задание, провести необходимые коммуникации и т.п. Продюсер может создавать с кем-либо экспериментальный продукт, потом анализировать, кому он может понадобиться, на чём можно заработать. Продюсер выступает концентратором идей, хотя собственных и не имеет. Зато у него присутствует сильное желание и амбиции создать что-то новое, причём амбиции у человека в этой роли должны быть сильнее, чем креативные способности.

Продюсер в наибольшей степени ценен своим умением правильно выбрать проблему и своим пониманием проблемы: к кому идти, кого звать, кого и на каком этапе подключать к деятельности – всё это является творческой составляющей работы продюсера. Он организовывает сложную коммуникацию и результатом его деятельности является технологическая карта.

Продюсер по итогам получает некоторую схему – организационную творческую модель, где видны вся коммуникационная система связей.

3. Методолог-маркетолог.

Если на всех этапах, оттолкнувшись от городских проблем, скооперировавшись, удаётся создать новый продукт/услугу, то аудитории целевой под неё всё равно нет. Классический маркетинг сразу ищет пути отступления, поскольку никто не знает, кому и зачем нужен конечный продукт, а значит и как его продавать – не понятно.

Методолог, в свою очередь, конструирует модель целевой аудитории и отвечает за появление экономической модели во всей схеме.

Глядя на продукт или услугу, методолог-маркетолог сразу же начинает конструировать рынок и риски, с ним связанные, схему продвижения. Методолог-маркетолог всегда должен учитывать и продумывать возможные альтернативные варианты.

Продуктом или услугой в креативной экономике является сложносоставной продукт/услуга, обладающая культурной уникальностью, некой масштабируемостью (продукт и услуга не должны быть локальными, зацикленными на определённой аудитории, а должны всегда куда-либо продвигаться).

Отличительной чертой креативной экономики являются нулевые издержки при распространении информации. Изобретая что-либо, мы должны стараться отдавать формулу, по которой создавался проект, максимально бесплатно. За счёт открытости продукт получает своё распространение. А основной доход с продукта компания будет получать только за его уникальность.

В креативной экономике зарабатывают с помощью культурной уникальности. Технология разработки продукта может быть единой и оптимизированной, но культурную особенность никуда не деть. Но в настоящее время, в России особенно, не часто можно увидеть, как по-настоящему делятся своей успешной технологией.

Работа креативной экономики устроена совершенно по-другому. Никто не будет воровать продукт, просто воспользуются вашей схемой. При этом есть большая вероятность, что вам закажут что-то, что является ключевой компетенцией в этом продукте/услуге или сделают большой заказ.

Для креативной экономики также характерно большое количество экспериментов, что часто тормозит её развитие, ведь для государства сложно всё время вкладывать деньги в различные проекты, когда нет никакой гарантии, что они запустятся. В действительности выживает только пара проектов, однако над другими делается своеобразная работа над ошибками. В креативной экономике не все усилия возвращаются, но каждая интеграция изменяет саму систему. Опыт неудач тоже рефлексируется, система изменяется, поэтому ошибок с каждым разом будет всё меньше и меньше. Кстати, именно поэтому важно, чтобы в экономике такого вида было большое количество продюсеров.

Роль человека в креативной экономике. Человек может занимать несколько позиций в творческом кластере, а также может менять их местами. Нет чёткой привязки к изначальной роли: они выбираются и изменяются в зависимости от ситуаций, от мотивации.

Человек в результате такой плотности компетенций формируется как личность, поскольку пробует себя во многих ролях.

Все занятия в креативной экономике сосредоточены вместе. Компетенции нельзя разложить друг за другом, они всегда перетекают друг в друга или соединяются одновременно.

Способом коммуникации в модели является образование, как универсальная технология.

Стоит отметить, что в этой схеме нет главных. Связь между всеми звеньями слишком важна.

Однако схема управления креативной экономикой достаточно сложная. Для управления ей нужны 3 субъекта:

1. Управляющая компания – чисто техническая служба, отвечающая за пространство. Например, администрация;

2. Стратегический совет – в него входят представители всех субъектов, т.е. все игроки творческого кластера. Через модерацию определяется вектор своего развития: специализацию и преимущество. Вектор периодически меняется или уточняется советом. Это происходит за счёт регулярной рефлексии. К стратегическому совету можно отнести городские сообщества;

3. Фонд – первоначальный инвестор, тот, кто инвестирует в старт коммуникаций, аккумулирует в себе разные доходы/гранты/выходы на внешние рынки. Фонд так же нужен, поскольку в  творческой экономической модели никто не может гарантировать прибыль. Фонд – сектор бизнеса.

Распределение прибыли. Делить коллективно, то есть по справедливости. Каждый имеет право голоса, каждый может высказаться по поводу дохода тех или иных субъектов всего проекта. Главное, чтобы по итогам все участники процесса были довольны результатами и никто не обделён.

Если схему творческого кластера разложить на конкретных людей, то можно увидеть, почему так важен фактор человеческого капитала, ведь у некоторых участников будут не совпадать: мотивация, жизненные взгляды, цели.

Люди с большим количеством социальных связей, сложной идентичностью, большим запасом свободного времени, уникальными компетенциями будут по-разному взаимодействовать, по-разному перемещаться в пространстве кластера, по-разному выражаться творчески.

Люди с уникальными компетенциями формируют вокруг себя узловые конструкции, люди с большим количеством свободного времени способны перемещаться неограниченно в пространстве и доносить важные идеи для людей.

Индивидуальная траектория перемещения людей по пространству творческого кластера являет собой отдельный феномен.

Люди со сложной идентичностью – каркас. На них держится конструкция конкретного кластера. Сложная идентичность говорит о большом опыте, которым эти люди могут поделиться. И которым делиться в принципе необходимо.

Реализовывать проект/услугу необходимо в рамках своей культуры, не распыляясь и не ища помощи в других культурах. Только так удерживается уникальность проекта.

Творческий кластер с точки зрения социального механизма эффективен, поскольку быстро формирует сообщества разного масштаба, которые начинают активно взаимодействовать друг с другом различными способами. Возникает необходимая плотность коммуникаций. И наоборот, если продуцировать большое количество городских сообществ разного типа и начинать их как-то перемешивать между собой, то может возникнуть эффект сложных проектов.

(С) Автор конспекта Арина Чувашлёва.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*