Отчёт о проектном семинаре «Креативная экономика», 30 июня — 02 июля

 

  1. О проектном семинаре “Креативная экономика”, организаторе, целях, модели творческого кластера, новых городских профессиях, методологии ЦПУ.

Центр прикладной урбанистики — сеть профессиональных междисциплинарных команд из разных городов России и постсоветского пространства, сообщество экспертов-практиков.

Целью Центра прикладной урбанистики является сбор (комплексные исследования и аналитика) и обмен данными, кейсами, экспертными знаниями для капитализации работающих технологий городского развития в условиях постсоветской действительности.

Основная задача, решаемая через деятельность ЦПУ, это развитие городов силами самих городов, развитие местных команд и экспертов, переосмысление локальной идентичности и культуры, открытые образовательные технологии, вовлечение всех городских субъектов (горожане, администрация, бизнес, сообщества) через авторские методики социального проектирования, реализация проектов устойчивого развития «снизу» (от двора к городу). В настоящее время уже более 200 городов подключились к сети ЦПУ. 

Локальные филиалы работают по трем направлениям:

  • Образование — практика на реальных проектах, передача компетенций как можно большему количеству городских субъектов, открытые образовательные технологии;
  • Исследование и анализ — сбор и обработка информации о городе, его физическом пространстве, городских субъектах, культуре и истории;
  • Проектирование — реализация локальных проектов городского развития, в том числе коммерческих.

Проектный семинар «Креативная экономика» прошел в Калининграде 30 июня — 02 июля по собственной инициативе Центра прикладной урбанистики.

На семинаре давались теоретические и практические технологии создания творческого кластера: методы исследований и анализа (работа со смыслами, поиск идентичности, технология социального проектирования), генерация концепций и идей, оргструктура и циклы работы над проектами, практика командной работы и так далее.

Творческий кластер в модели ЦПУ — это новый вид деятельности для городских субъектов, в котором искусство, творчество, образование, мелкосерийное производство, прикладная наука через совместную деятельность и события превращаются в новые социальные субъекты, связи, энергию, деньги, идеи, эмоции.

Описание проекта на сайте ЦПУ Калининград здесь: https://goo.gl/zEApfc

  1. Структура проектного семинара, площадка, ход работы, ссылки на видео и фото.

    фотографии с проектного семинара (айфон Настя): https://goo.gl/1xo5vr
    фотографии с проектного семинара (фотоаппарат Свят): https://goo.gl/72veQa
    ссылки на публикации о проектном семинаре: Интервью Свята на радио Балтик Плюс https://goo.gl/NWXQgX

1 день — лекционный

* Базовая лекция ЦПУ — Трехслойная модель города. Видео: https://goo.gl/BLSsP2

Краткая аннотация: чтобы изучать социальную реальность, необходимо “упростить” ее до теоретической модели, где будут выделены различные элементы системы и определены их взаимосвязи между собой. Модель сформировалась в результате практических исследований и экспедиций на территории постсоветских городов, анализа и обработки информации об их физическом пространстве, городских субъектах, культуре и истории.

Трёхслойная модель города:

1) физический слой — то, что нас окружает, дано нам в чувственном опыте, мы можем это видеть/ощущать. Информация собирается на основе анализа городской среды (метод рамок: анализ городской мебели, визуальной культуры, общественных пространств, городских конфликтов и аномалий, наружной рекламы и др.), градостроительного анализа;
2) социальный слой — анализ субъектов, представленных на территории, их взаимоотношений, потребностей и запросов, системы ценностей. Информация собирается на основе наблюдения, опроса, глубинных интервью, социального эксперимента  и др.;
3) культурный слой — пространство культурных кодов, идентичности, истории и культуры места. Культурный код — это минимальный (первичный) элемент культуры. Подходим к пространству как к тексту, который можно разложить на элементы и расшифровать, культурные коды — это то, из каких первичных элементов он состоит. Анализ культурных кодов осуществляется с помощью метода ассоциаций, составления ментальных карт/ облака тегов, таблиц типологизации культурных кодов, работы с «рекой времени».

* Лекция «Человеческий капитал». Видео: https://goo.gl/6WKCpr

Краткая аннотация: в творческой экономике главным ресурсом становится Человек и его компетенции, можно выделить основные параметры его деятельности:

  • свободное время,
  • социальные и профессиональные компетенции,
  • количество и гетерогенность социальных связей,
  • мечты/ цели, идентичность.

2 день — модель творческого кластера 3.0

* Лекция «Творческий кластер 3.0»: 1 часть — https://goo.gl/5DrEcT; 2 часть — https://goo.gl/4VCwrG

Краткая аннотация: типология и генезис творческих кластеров в России и мире; модель творческого кластера 3.0 — для создания сложного творческого продукта, который может экспортироваться на российский/международный рынок необходимо создание сложной цепочки деятельности следующих команд:

  • Генераторы идей (творцы, работающие с идентичностью территории, смыслами и культурными кодами, историей и культурой);
  • Проблематизаторы (собирают и анализируют проблемы/запросы территории и субъектов, выдают подробное техническое задание);
  • Решатели и делатели (находят уникальные схемы решения проблем/ запросов на основе идентичности, цепочек культурных кодов территории, а также подробного технического задания, содержащего в себе противоречивые, часто конфликтные ожидания разных субъектов, которые необходимо синтезировать в уникальное решение);
  • Экспортеры (видят, что уникального есть в полученном кейсе в масштабах страны/мира, какую часть, технологию, схему, образовательную технологию можно экспортировать и монетизировать);
  • Связующими звеньями этой цепочки служат междисциплинарные компетенции, которые позволяют создавать сложный творческий продукт: кураторы/продюсеры/методологи — дается характеристика их компетенций, мотивации, технологий работы.

* Практическая работа в группах на основе модели «Творческий кластер 3.0»
Краткая аннотация: участники семинара на основе собственного запроса и интересов разделились на команды по модели «Творческий кластер 3.0» — генераторы идей, проблематизаторы, решатели и делатели, экспортеры, а также  «свободные электроны» — кураторы/продюсеры/методологи,  курсирующие между командами и связывающие их между собой, «переопыляющие» их различными идеями/импульсами/проблемами/вызовами/решениями/методиками. Все команды работают в одном помещении, на практике ощущая идею «коворкинга» — места для совместной работы и обмена импульсами.

* Знакомство и рефлексия по итогам первого дня: https://goo.gl/KTTL4b
Краткая аннотация:  более подробное знакомство с участниками семинара, ответы на вопросы: «кто вы», «в чем ваша уникальность», «цель/мотивация участия в семинаре», «хобби/увлечения», «ваша оценка сегодняшнего дня/ как вы себя чувствуете/ что поняли в технологии работы».
Презентация продюсерских проектов: «Калининград — город продюсеров» (продюсер — настраиваемая реальность, продюсер чувственных переживаний, uber для продюсеров, «продюсер по вызову»  — образование для продюсеров, «вахтовый» метод деятельности продюсеров, образование и «прокачка» компетенций продюсеров, (например, творческие командировки в моногорода);  «Калининград — город чистых чувств» (туристический продукт — экзистенциальный опыт, в сложные жизненные моменты, при необходимости принятия важных решений, рефлексии — приезжай в Калининград), театрализованные экскурсии-квесты «мифы и легенды Калининграда», проживаемые с участием местных жителей, инструмент переосмысления истории и связывание цепочек культурных кодов.

3 день — модель формирования творческих команд «Лидерство по запросу»

* Лекция: социальное проектирование творческой деятельности, цикл работы над творческими проектами: https://goo.gl/28KqaW

Краткая аннотация: базовый принцип работы Центра прикладной урбанистики — социальное проектирование — вовлечение в проектирование тех субъектов, для кого этот проект создается, а не придумывание проекта за них. Любой социальный и творческий проект должен пройти следующие стадии:

1) сбор команды на основе системы ценностей, честного ответа на вопрос: «Какова моя личная цель в этом проекте», «Какая цель у нашей команды»;
2) анализ — на этот этап должно тратиться самое большое количество ресурсов — временных, денежных, человеческих, грамотно проанализированная исходная реальность дает ответы на большинство вопросов и позволяет составить уникальное техническое задание, выработать правильные критерии оценки проекта;
3) проектирование — решение запроса/проблемы, сформулированных в техническом задании с помощью той или иной технологии, ответы на вопросы «что», «как», «кто»;
4) пострефлексия — замеры изменения реальности по сравнению с первоначальными данными, рефлексия участников проекта «в какой мере удалось достигнуть поставленных личных/ коллективных целей», корректировка действий, постановка новых задач и переход к новому циклу.

* Поиск уникальных смыслов и калининградской идентичности: https://goo.gl/28KqaW (смотреть видео с 1:47:00)
Краткая аннотация: коллективное рассуждение о базовых смыслах Калининграда, ассоциации, связанные с территорией, выявление противоречий  и основных элементов, характеризующих идентичность жителей Калининградской области. «Часть чего-то целого, осколок, стремление преодолеть границы и одновременная «замковость», многомерность пространства, экзистенциальность, гибридность» — постсоветский европеец, «надежда на альтернативу», иллюзия Европы.
* Генерация идей методом коллективного мозгового штурма. Видео:  https://goo.gl/56ihS5
Краткая аннотация: мозговой штурм на тему творческих событий или пространств, которые можно было бы инициировать в Калининграде, создание банка идей и биржи проектов, ранжирование идей по принципу голосования: «готов участвовать в проекте лично», «готов инвестировать в проект какие-либо ресурсы», «мне это интересно, хотел бы этому поучиться».
* Выбор проектов и командная работа на основе модели «Лидерство по запросу». Видео: https://goo.gl/Yh453h
Командная презентация проектов. Видео: https://goo.gl/hydZXh
Краткая аннотация: по итогам голосования из сгенерированных 61 выбрали 5 идей и разделились по командам для их проработки. Подробнее в пункте 4 — «Банк идей».
* Итоговая рефлексия, рефлексия модератора. Видео: https://goo.gl/VFRwWD

  1. Работа с идентичностью, культурные коды, ассоциации, река времени.  https://goo.gl/SK4hmj  (смотреть с отметки 1 час 47 минут)

Калининград — какой он?
Город без границ, ищущий границы, комфортный тупичок, чуланчик, нет эвакуации, ощущение временности, течения жизни, острое ощущение «здесь и сейчас», дуальность сознания — европеец-россиянин, примиряемся с реальностью через повседневные практики, гетерогенность, диффузия, противоречие-парадокс, санаторий для души и тела, экспериментальный джаз, город-надежда на альтернативу, иллюзия о Европе, постсоветская Европа, небольшое высококонцентрированное место (n-мерное пространство), часть чего-то целого, лента Мебиуса, развиваться в разные стороны, экзистенциальность (чувственно-осмысленное состояние, поиск, здесь и сейчас), люди, управляемые солнцем (настроение зависит от погоды), формирование сложного постсоветского человека, личность — продукт экспорта Калининграда.



Наблюдения: сложно говорить о Калининграде, его площадь гораздо шире, а границы пролегают где-то в районе Берлина.

Свободные ассоциации:
заграница, зал ожидания, фронтир, Америка, освоение Запада, альтернатива, трофей, часть-целое, размытие границ, город-спа, регион-спа, исследование, внутренний мир, много амбиций, время, сложная геометрия,  искаженное восприятие пространства, ментальный метизм, вдохновение, комфорт, размеренность,  балтийское море, низкое небо, дождь,
компактность и насыщенность, сад, город, насыщенный зеленью,
соседи с Европой, а не с Россией, исследования, осколок, упаковка, фантик, химера/парадокс/дезориентация
удаленность, заброшенность, забытость, свобода мысли, закрытость, немцы-русские, миграция, граница приезжие/местные, разность потенциалов, управляемые солнцем, буржуазность, чувство дома

В итоге нащупали 3 элемента, составляющие идентичность Калининграда:

  1. Постсоветская европа
  2. Экзистенциализм
  3. N-мерность (многомерность)

    4. Банк идей, концепции командных проектов. Полный список идей:  https://goo.gl/hmTdmF

По итогам голосования выбрали 5 идей:
1. Зеленая школа в парках города
2. Face-palm Festival — фестиваль публичной рефлексии
3. Арт-резервация, миграционный центр для приезжих
4. Центр психологической помощи креативному классу
5. Ресурсный центр/ прокат креативных ресурсов

Отдельно хочется отметить, что идеи в основном формулируются как концепции мероприятий, либо как площадки/локации. Также есть несколько системный предложений по новому типу образования («Открытый университет», «Ночная школа» и тд).

  1. Рефлексия участников семинара. Видео:  https://goo.gl/vTfUc1

Согласно анкетированию по итогам семинара можно выделить несколько основных откликов:
— Наиболее вдохновляющей стала Работа со смыслами города (поиск идентичности);
— Наиболее полезной — «Трёхслойная модель города» и «Человеческий капитал»;
— Более всего не хватило работы над созданием собственного проекта и бизнес-планирования.

Дарья Пономарёва, участник семинара:

— Что изменилось после семинара в твоем подходе к работе / проектам?
«Думаю, я больше времени буду тратить на анализ и рефлексию теперь. И внимательнее смотреть на команду — кто какие роли внутри неё выполняет».

— Каких компетенций лично тебе не хватает сейчас для эффективной работы? Чему готова учиться?
«Мне очень не хватает финансовой грамотности, умения рассчитывать экономику проекта и писать бизнес-планы».

  1. Рефлексия ведущего, организаторов, выводы, план дальнейших действий.

Свят Мурунов, ведущий семинара:

Если кратко, то занимались смыслами и генерацией сложных кросс-проектов (чтобы и социальные/культурные/технологические команды могли взаимодействуя создавать добавочную стоимость/комплексный продукт/услугу).
Про смыслы: Калининград это N-мерность (часть многих систем, пересечение разных культур), Постсоветская Европа (буржуазность), Экзистенциальность (интуитивное развитие, рефлексия, обострение чувственного, поиск смыслов). Для города это, конечно, далеко не первая попытка перезапуститься. Предыдущие пали жертвой отсутствием системного диалога, управленческими элитами (Отцы Города) из 90х и слабой самоорганизацией. В этот раз тема проектного семинара была про Креативную Экономику, 3 дня полного погружения в технологии коммуникаций со сменой лидеров, уплотнением и усложнением коммуникаций и генерацией реальных проектов.
Краткие выводы: слишком мало игроков и большой разрыв в запросах (состоявшиеся творческие индустрии хотят кадров и свободы, новые команды — самореализации и ресурсов для свободного поиска/экспериментов), слабые социальные связи существующих субъектов (а зачем? где общие цели? проекты?) и сложная интеграция мигрантов (в основном молодой креативный класс перебирается поближе к Европе/к цивилизации) приводят к движениям по кругу. Каждый субъект проходит свой опыт реализации (запускает проект/бизнес), на каком-то моменты хочет с кем-то делать что-то совместное, не находит с кем, забывает что и опять уходит в свой виток развития. Плюс сама среда направляет энергию на создание собственного уютного мира и наблюдения за остальными замещает деятельность с другими. Накопившиеся конфликты как с администрацией, так и между субъектами, дефицит пространств для совместной деятельности и избыток эго-амбиций у немногочисленных арт-менеджеров за один проектный семинар не снять, но копнуть удалось. Оперативно среагировала региональная администрация и семинар плавно закончился встречей/круглым столом с вице-губернатором по теме что дальше и как быть. Работы много, планируем запускать пространство Мастерская ЦПУ для регулярной образовательно-проектной деятельности. И стратегически связывать/ротировать остальных участников сети через окно/дверь в Европу.


Валентина Янсен, организатор, координатор ЦПУ Калининград:
В целом, как семинар прошел, понравилось. Калининградцы — люди непростые, по-доброму замкнутые (как любые буржуа), и раскачать их было сложно. Но на работе со смыслами все раскрылись, пошли эмоции. Очень интересно было наблюдать, как люди участвуют в рефлексии, видно, что подобной практики им на повседневной основе не хватает в работе и личном развитии.
Вывод № 1: рефлексия для Калининграда станет эффективным инструментом для развития собственных проектов и раскрытия к сотрудничеству с другими городскими субъектами. Это мог бы быть интереснейший социальный и профессиональный эксперимент для последующего масштабирования в другие регионы.

Очень воодушевило то, что ровно половина пришедших — переехавшие в Калининград молодые люди (срок переезда от 3 лет до 1,5 месяцев), которые активно ищут точки входа в местную креативную «тусовку» и хотят принимать участие в городской жизни.
Вывод № 2: главным капиталом Калининградской области является человек, а потому нужно сконцентрировать всю энергию на привлечении сюда переселенцев из других городов, их адаптации и встраивании в активности, а также планомерном становлении здесь культуры, так как именно уровень культуры сегодня определяет качество жизни и, к примеру, покупательную способность населения. Без культуры народ сюда переезжать не будет.

Очевидным является тотальное преимущество среди участников «продюсеров» собственных проектов. И при этом впоследствии стало явным то, что так происходит от нежелания делиться (видимо, будущей славой), невозможности сотрудничать (люди буквально не могут найтись), неумения привлекать в свою команду других людей (не всегда получается договориться) и делегировать роли (нет подобного опыта). Чаще всего это приводит к очень низкой производительности и неудовлетворительному качеству проектов, поэтому ситуацию хотелось бы поменять, пока не стало слишком поздно.
Вывод № 3: нужно чаще встречаться живьем и знакомиться, чтобы знать людей в городе, учиться открываться и объединять усилия на основании общих ценностей. Это поможет запустить естественные коммуникационные процессы, которые помогут изменить психологию поведения субъектов и найти точки роста проектов вместе с командой. Также необходимо комплексное исследование и граданализ, чтобы выявить основных городских субъектов и помочь им найтись.

Финальная рефлексия после командной работы показала колоссальный запрос на образование — как на технологии, так и прикладные навыки.
Вывод № 4: необходимо провести ряд образовательных курсов по запросу.

Дальнейшие действия Центра прикладной урбанистики в Калининграде:

  1. Реализация образовательного курса ШКОЛА ЦПУ — серия воркшопов (практических занятий): Городской продюсер, Социальное проектирование, Культурное программирование и Проектирование общественных пространств. Срок: июль-сентябрь 2017 года. https://goo.gl/fGrHf4
  2. Организация регулярных встреч с целевой повесткой для того, чтобы обеспечить постоянные знакомства и обмен идеями среди участников креативного класса.
  3. Реализация образовательного курса УНИВЕРСИТЕТ ЦПУ — серия авторских лекций и воркшопов с компетенциями по запросу (бизнес-планирование, управление проектами, юридическая грамотность, делопроизводство и тд). Срок: октябрь-декабрь 2017 года.
  4. Организация лекций и воркшопов по запросу в учебных заведениях города (РАНХиГС, БФУ им. Канта) для приобщения студентов к тематике Креативной экономики, а также передаче прикладных навыков и технологий управления проектами.
  5. Дальнейшая работа над реестрами городских сообществ, событий и банком идей. Первичные наработки доступны на сайте ЦПУ Калининград. https://goo.gl/cX8RhU

Проектный семинар Центра прикладной урбанистики «Креативная экономика» проводился в партнерстве с Библиотекой им. Чехова (Калининградская Централизованная библиотечная система) и кофейней «Кофетека».

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*