Отчёт о воркшопе «ШКОЛА ЦПУ: Городской продюсер»

Школа Центра прикладной урбанистики — серия воркшопов «Новые городские профессии»
 «Городской продюсер» (28 — 30 июля, Калининград, Библиотека им. Чехова)

  1. ШКОЛА ЦПУ в Калининграде — серия образовательных воркшопов о новых городских профессиях. Основа — авторская методология Центра прикладной урбанистики. Как проходят наши образовательные программы можно посмотреть здесь: https://goo.gl/Yow9w2


Городской продюсер — это творческий предприниматель, который умело выбирает проблемы и выстраивает сообщество вокруг поиска решения городских проблем путем сложной городской коммуникации и кооперации. Два основных параметра его эффективности — скорость и уникальность. Городской продюсер каждый раз создает новый город, новое сообщество, новое событие не только для решения, казалось бы, нерешаемых проблем, но для создания или тестирования новых запросов и новых сценариев. Мы считаем, что это одна из основных компетенции для монетизации локальной культуры.

В основе воркшопа «Городской продюсер» лежит модель «Творческого кластера 3.0», проектный семинар в Калининграде прошел с 30 июня по 2 июля 2017 года (почитать отчёт)

Творческий кластер в модели ЦПУ — это не только пространство, а новый вид деятельности для городских субъектов, в котором искусство, творчество, образование, мелкосерийное производство, прикладная наука через совместную деятельность и события превращаются в новые социальные субъекты, связи, энергию, деньги, идеи, эмоции.

Кого мы приглашали к участию:

  • творческих предпринимателей, малый и средний бизнес;
  • организаторов городских событий, лидеров сообществ, активистов, которым необходима монетизации своей деятельности;
  • представителей креативных кластеров;
  • стартапы в поисках новых ниш;
  • муниципальных служащих и чиновников для решения нетривиальных задач имеющимися ресурсами.

Основные задачи воркшопа:

  • продюсер становится заказчиком на сложные  продукты и проекты, инициирует коммуникацию между различными городскими субъектами.
  • научить вдохновляться городскими проблемами и решать их в проектах нетривиальным способом;
  • генерировать и реализовывать решения в сложных командах;
  • не делать всё в одиночку — учиться делегировать выполнение задач;
  • монетизировать свою уникальность как технологию;

ШКОЛА ЦПУ проходит в партнерстве с Библиотекой им. Чехова и кофейней «Кофетека».


1 день — вводная лекция «Городской продюсер — одна из основных городских компетенций»

Краткая аннотация: В постсоветских городах сформировался огромный запрос на сложные городские компетенции, которые позволят выстроить коммуникацию между различными городскими субъектами, создадут запрос на сложный интеллектуальный продукт, который будет иметь экспортный потенциал и переосмыслять культурный потенциал территории.

ссылка на видео здесь: https://goo.gl/pBNysS


2 день — Лекция «Роль продюсера в креативной экономике»


Краткая аннотация: деятельность продюсера в рамках модели «Творческий кластер 3.0»

Лекция «Исследования как база для городских проектов»

Краткая аннотация: методы анализа городской среды, наблюдение и быстрый разговор в общественных пространствах, вдохновение городскими проблемами.

ссылка на видео лекций здесь: https://goo.gl/HXH1DQ


Практическое задание: Разработка продюсерских проектов в рамках модели «Творческий кластер 3.0». В формате ролевой игры продюсеры взаимодействовали с несколькими командами — идеологами, проблематизаторами, решателями, делателями и экспортерами, от этого их идея видоизменялась и усложнялась, начинала учитывать городские проблемы, конфликты и калининградскую идентичность, проект обсуждался в сложных командах и оценивался с точки зрения экспортного потенциала.


Напомним, как формируются команды в рамках модели «Творческий кластер 3.0»

  • Генераторы идей (творцы, работающие с идентичностью территории, смыслами и культурными кодами, историей и культурой);
  • Проблематизаторы (собирают и анализируют проблемы/запросы территории и субъектов, выдают подробное техническое задание);
  • Решатели и делатели (находят уникальные схемы решения проблем/ запросов на основе идентичности, цепочек культурных кодов территории, а также подробного технического задания, содержащего в себе противоречивые, часто конфликтные ожидания разных субъектов, которые необходимо синтезировать в уникальное решение);
  • Экспортеры (видят, что уникального есть в полученном кейсе в масштабах страны/мира, какую часть, технологию, схему, образовательную технологию можно экспортировать и монетизировать);
  • Связующими звеньями этой цепочки служат междисциплинарные компетенции, которые позволяют создавать сложный творческий продукт: кураторы/продюсеры/методологи — «свободные электроны», которые создают сложную творческую коммуникацию и кооперацию в городе


ссылка на видео здесь: https://goo.gl/hBf24o; https://goo.gl/PsRmJs; https://goo.gl/BWQzLo


3 день — Линейная модель продюсирования (альтернативная)

Краткая аннотация: более простая технология коммуникации (линейная). Если у вас уже есть проект, вы рискуете, войдя в деятельность, перегореть и сделать что-то, что никому, кроме вас, не нужно. Это сложный и тернистый путь, хотя и очень в русском духе. Но есть другой вариант развития событий.
Ваша Идея, пока не проект, а скорее цель/цели/что должно получиться, на первом этапе превращается в анализ (исследование). Анализ может проходить в формате отдельного проекта и не прекращается никогда (что характерно для настоящего Продюсера). В анализе держится рамка «Настоящее» — «Будущее» (задаем вопросы: что сейчас есть? чего нет? как хотелось бы? зачем это мне лично?). Помогают ценности, на которых собирается команда. В результате появляются организованные данные (анализ и модель), партнеры (вовлечение). Далее реализация происходит легче (делегирование), эффективнее (растет масштаб, отвечает на запросы бОльшего числа субъектов), лучше масштабируется впоследствии (есть анализ, модель). Линейная модель по сути представляет следующие этапы: модель — анализ — вовлечение (социальное проектирование) — сборка по модели в проектную деятельность — рефлексия (отпускание проекта).

Ссылка на видео здесь: https://goo.gl/fr7Hvz


Практическое задание: Линейная модель продюсирования (альтернативная, “продюсирование по-калининградски”). Продюсеры озвучивали свою идею, а участники в виде живого процесса генерации идей усложняли и видоизменяли проект. Участники могли задать вопрос, прокомментировать услышанное, предложить способ реализации проекта, варианты личного участия или поделиться полезными контактами по данной теме. Такая модель оказалось проще в восприятии для участников, и может быть именно с нее нужно начинать работу в Калининграде. Опытным путем мы увидели, что в такой логике может функционировать “Ресурсный центр для креативного класса” (Куратор — Кристина Черемушкина), проект, который родился на проектном семинаре “Творческий кластер 3.0”

ссылка на видео здесь: https://goo.gl/ASnXxf; https://goo.gl/Lm7QuA

 

  1. Описание продюсерских проектов

1 день, работа по схеме «Творческий кластер 3.0».

Константина Орлова волнует: креативный класс бедный, боится и стесняется денег, не может себя грамотно “упаковать”; Серия образовательно-психологических мероприятий о том, что креативный класс может зарабатывать и при этом не терять своих ценностных позиций.
Пример Свята: спектакль в Самаре об экономике креативных индустрий “Рубль” ))
Продюсер с параллельными функциями (продюсер плюс сводник))
Рефлексия: “+” участники поделились существующими проблемами с финансами,
“-” команды не держат позиции, нужно напоминать рамку и модель творческого кластера, кто-то пытается решить свои вопросы.

Всеволода Тормасова волнует: изобретатели, инноваторы и гении-одиночки изобретают, но не умеют продавать свои проекты и продукты.
— проект знакомства взрослых через детей “ребенок-продюсер своих родителей”, дети подростки продюсируют изобретения и творения своих родителей (например, праздник “иду с папой паять”);
— сеть социальных продюсеров,  которые интересуются людьми в городе, “социальные ткачи”, “территориальные комьюнити-менеджеры”, каждый обладает сетью контактов и информации в определенной области, делиться ей по запросу, персональная ответственность за контакт, разделяет риски и повышает символическую стоимость;
— хакатон айтишников с философами, художниками “Кантатон” в чем смысл всех ваших мероприятий?
Вариант, предложенный Святом:  социальная компьютерная игра, где дети продюсируют своих родителей, “сыграй своими родителями/профессии родителей” (в логике Sims) с заданиями в реальном времени для тех, у кого нет пап: папы-волонтеры, папа на выбор.
Рефлексия: “+” очень понравился формат работы в модели творческого кластера 3.0, проблемы, которые меня волнуют, резонируют и у других участников;
“-” не нашлось окончательного решения, стереотипные предложения по решению проблем, например, “министерство по взаимодействию с креативным классом”


Марию Нащанскую волнует: совместное времяпрепровождение родителей с детьми в выходные онлайн-портал с информацией о событиях для детей в городе. Социальный коворкинг для работающих мам, совместные походы для детей и родителей (например, Куршская коса). Сообщество родителей «сам себе психолог» по обмену опытом и практиками воспитания детей, записать совместную песню на студии у Максима Фадеева. 
Замечания и идеи Свята:

  • отсутствует практика экскурсий для детей на работу родителей, в советское время посещали заводы, фабрики, ТЭЦ и др.
  • коллекция лучших семейных походов/ маршрутов в виде книги/ каталога/ путеводителя по степени ранжирования по времени города, возрасту, сложности переживаемых эмоций (от “легко” до “страшно”);
  • комьюнити-центры, не должно быть аниматоров, мы сами должны организовывать свой совместных отдых, такой формат позволяет каждой семье получить этот утраченный навык, преодолеть потребительский подход к досугу “все купить”, научить другого тому, что ты умеешь;
  • как вовлечь пап? самая сегрегированная группа, сценарии проведения времени пап и детей, “папные места”)), прозрачные гаражи в Сургуте как папина мастерская;
  • театральная семейная постановка про историю семьи (пример семьи Антона Глушкова, которая каждый год ставит спектакль в стихах о жизни бабушки на ее день рождения);
  • Кенигсбергские сказки упаковать в театральные представления для детских праздников с костюмированной фотосессией.

Рефлексия: ”+” услышала альтернативные мнения; вычленяла из команды отдельных участников и работала с ними — выработала свой способ взаимодействия;  “-” создавалась очередь, продюсеры не успевали обойти все команды), нужна возможность вернуться назад и скорректировать проект с новыми вводными данными; сложно объяснить командам, что за тема и в чем мотивация продюсера; сложно взаимодействовать с “генераторами идей”, не понимала, что они говорят и какую информацию можно от них получить.


Александру Балтулионе волнует: воспитание молодого калининградца из семей обеспеченных родителей, которые отрезаны от городской реальности. 
— закрытый клуб, мобильное приложение, рейтинг учреждений по уровню сервиса;
— центр гедонизма для родителей и детей;
— привлечение носителей калининградской культуры — создатель сказок; 
— кодекс горожанина, переосмысленный через сказки; переосмысление немецких зданий, фортификационных сооружений в центры воспитания горожанина с помощью сказочной инфраструктуры (по модели творческого кластера, сценарное проживание городской жизни, основанное на идентичности); 
— проблема, что заходим на государственную идеологию? необходимы дополнительные исследования, аналоги Кинзания, Кидбург, но они не передают идентичность, не вовлекают родителей;
— рейтинг «калининградскости»; 
— интеграция детей-мигрантов в местное сообщество;
— передача образовательных компетенций няням, гувернанткам, тетушкам, которые взаимодействуют с детьми;
— форматы семейных спектаклей как передача идентичности; 
— в итоге это может стать проектом перезагрузки городского меценатства: (например, оплачивая обучение своему ребенку, ты вкладываешься в обучение еще двух детей). 

Рефлексия: “-” не понятно, как собрать проект из существующего набора разрозненных идей; не успела пройти проблематизаторов и экспортеров.


Анну волнует: развитие, озеленение и эстетика дворов и придомовых территорий.
Анна 
пришла за конкретными технологиями, не ожидала груза ответственности и масштаба проблемы. «Мысли глобально, действуй локально».

— найти единомышленников вокруг территории с таким же запросом через определенные форматы (например, совместные обеды).
 
Комментарии Свята: тема благоустройства двора изначально кажется не такой сложной, но потом оказывается революционной, тема пронизывает все общество — минимальное общественное пространство, которое каждый человек проходит, люди не знают, что такое двор, нет культуры проживания дворовой территории, люди перестали общаться, сложно собрать сообщество вокруг какой-либо темы. Институт дворов Калининграда, можно разработать готовые регламенты, стандарты, модели, картинки как может выглядеть калининградский двор, исходя из истории места, застройки, но вопрос как научиться модерировать встречи с жителями и решать конфликты остается открытым.

Новые технологии, которые использует ЦПУ: комьюнити-центр, городская мастерская, передача образовательных компетенций жителям через события, через какое-то время они приходят с более сложным запросом.
Стратегическая цель ЦПУ: создание дворовых сообществ, самоорганизация жителей. Так открывается рынок сервисов управляющей компании и ЖКХ-проблем.
Вопросы дизайн-кода города. Калининград — хаб для обмена технологиями, моделями и кейсами в масштабах страны, постсоветского пространства и европейского опыта.
IT-решение: создание общего чата жильцов, с управляющей компанией.
Проблема чатов, там представлен только определенный слой жителей, целые группы выпадают. 

Рефлексия: получила много информации о нормативной базе, нужных контактах, сложностях и подводных камнях этой идеи; остаюсь на позициях активиста, пока не вижу сил в модерировании сообщества. 

Андрея Дивеева волнует: эстетическое воспитание горожан вне школы.

— проводить занятия в школах дополнительного образования;
— сеть уроков (музыка, рисование, физическая культура и др.), направленные на единую цель;

Комментарий Свята: интегрировать уроки как часть сценария городского фестиваля. 
Рефлексия: понял, что изначально узкая идея школы ограничивала более широкое видение проблемы, удалось расширить рамку; не хватает социологии и проблематизации.

Ованнеса Минасяна волнует: как идеи горожан и креативного класса могут реализовываться в городе, влияние на город помимо власти, формирование гражданского общества. 
— некий единый ресурсный центр, сообщество (отсыл к проекту Ресурсного центра, куратор Кристина Черемушкина, первый проектный семинар «Творческий кластер 3.0»). 
Комментарий Свята: «если жители готовы скинуться на то, чтобы поставить новый забор, мэр напрягается вдвойне»;
Рефлексия: тема раскритиковалась со всех сторон.

Евгения Макархина интересует: центры гедонизм для богатых, а для бедных — центры анархизма.
Волнует отношение к месту, где люди живут, топонимика, как привязать городскую мебель к идентичности места, пустые билборды с краской, которые жители могут оформить по собственному желанию, некая арт-терапия, театрализованные фестиваль «группировки район на район», айдентика, мода.


Комментарий Свята: возможный проект для креативного класса — разработка айдентики района, названий улиц для девелоперов, фестиваль района с учетом идентичности.

Рефлексия: чтобы попасть в группу обсуждений и продюсерское место освободилось для меня, мне нужно помочь другому продюсеру.

2 день, работа по линейной модели продюсирования

“+” накидывание идей — более простая модель продюсирования, может быть актуальна на первом этапе; получаются хорошие городские проекты; (это более расслабленная модель — продюсирование по-калининградски);
“+” проектирования по модели — собрать всех до того, пока не сформировался готовый проект, а есть только первоначальная идея или проблема, которая волнует; можно найти партнеров и “заложить” интересы людей в будущий проект;
“-” сильно связана с личностью человека, инициировавшего проект, если он пропадает, пропадает и проект, и идея;
“-” скорее всего, что не получатся прорывные инновационные проекты.

Алексея Михайлова волнует: идея пространства для мастеров/ремесленников/делателей.

Запрос, идеи, предложения участников:

  • запрос на образование — научиться пользоваться торцовочной пилой, шлифовальной машинкой в обмен на участие в проекте в качестве мастера (по выходным, полдня в субботу, мастерская, есть ресурсы);
  • могу готовить на событиях, есть несколько мастеров, опыт организации мастер-классов, контакты брата-архитектора, которому интересна тема;
  • мастера, заказчик на экспериментальное создание сувениров, на повышение и получение новых компетенций, может быть экспериментальная площадка, есть оборудование; может стать партнером. Ночные мастерские “ночной гончар”)
    с помощью такого формата экономится время на создание продукта, собираются мастера для создания сложного продукта из разных материалов и IT (роль продюсера — сложные вещи получаются только тогда, когда он собирает всех вместе в сложной технологической цепочке);
  • как для скульптора интересно приходить в сообщество и знакомиться с новыми мастерами, обмениваться опытом, выступить художественным руководителем/ куратором, контакты мастеров; сделать анализ пустующих пространств в муниципальной собственности;
  • формат образования, когда строители помогают строить дом и обучают тебя этому;  экспресс-помощь прикладного мастера;  сложные бригады, которые учат делать готовые объекты (например, мебель, ювелирное украшение, деревянные изделия);
    за счет этого обучения можно показать детям, как папа сам учится на практике /соседу, пьющему брату и т.д. (комментарий Свята — в этом ключевая ценность проекта, «учат меня показывать пример, как я учусь»).

Комментарий Свята: следующий воркшоп по проектированию провести в формате городской мастерской (смотри технологию Центра прикладной урбанистики здесь). Готовы проинвестировать средства в строительство и сборку павильонов: Костя Орлов, Сева Тормасов, Антон Глушков, Леша Михайлов, Анна.

Рефлексия: Находился в очень узких рамках своего восприятия идеи; вопросы заставляют включить критическое мышление, а заинтересованность — воодушевляет.  Свят готов экспортировать успешный опыт калининградской мастерской в масштабах страны. Задача Леши- сделать анализ и анкету. 



Татьяну Кучину волнует:

  • очистка водоемов и территории вокруг питьевых озер на улице лейтенанта Катина;
  • проблемы: слив канализации из частных домов, небезопасная территория для игр детей, личная мотивация — территория ежедневных пробежек;
  • в идеале — место для пикников, прогулок и пробежек, общения, парк рядом с водой;
  •  роль инициатора изменений, хорошо нахожу общий язык с детьми, хороший коммуникатор, есть свободное время.

 

Запрос, идеи, предложения участников:

  • из опыта IT: реклама по геотаргетингу (учет местоположения человека), сбор местного сообщества в группу в контакте и привлечение внимания к проблеме по месту проживания → познакомить с айтишниками, которые помогут это сделать;
  • контакты чиновников в мэрии города, кто участвовал в проекте реконструкции озера;
  • пригласить сообщество мастеров/делателей на обустройство площадки у водоема, партнерство на организацию событий;
  • на событиях — проведение лекций о здоровьесбережении, занятий йогой (пример, йога- субботники на прудах, сбор мусора в различных асанах ))
  • негде гулять в этом районе, идея интересна как часть единого вело/пешеходного маршрута, нарисовать прогулочную карту района с проходными/непроходными/ интересными местами; лоббирование этого маршрута  в администрации с позиции местного жителя (комментарий Свята:  есть запрос: “в планах купить велосипед, но пока там негде ездить”. Как мыслит городской продюсер: список веломагазинов и велопрокатов в городе и предложение для них: “завтра у нас субботник, там будет ваша целевая аудитория, нам нужны велосипеды в прокат со скидкой для жителей этого района и небольшая сумма денег для проведения этого события”
  • посмотреть на этот участок с точки зрения инвестиционной привлекательности, давайте попробуем развить территорию водоема и близлежащие участки (нужен анализ градостроительной ситуации);
  • против каких-либо проектов, как местный житель хочу, чтобы эта территория осталась нетронутым уголком природы; чистота водоемов — обращение в прокуратуру, но не компетенция активистов → наталкиваемся на вопрос, не вызовет ли этот проект конфликтных ситуаций с жителями, необходим анализ их точки зрения и запросов (поквартирный опрос); вовлечение (комментарий Свята: пример из Петербурга — разные сообщества, заинтересованные бизнесы, активисты объединились в движение “Право на воду”, фестиваль на воде)
  • социальные технологии Калининграда — “шантаж и манипуляция”, культурный вызов для чиновников “История Тонино Гуэрра — приглашение бургомистра выпить вместе стакан воды из этой речки через год — я верю в тебя, все в твоих силах”; найти депутатов с этой территории и обозначить им конкретную проблему;
  • дипломные работы студентов кафедры архитектуры БФУ им. Канта, поднять студенческие проекты прошлых лет (комментарий Свята: единственный положительный пример из Иркутска — архитектурная практика “Градостроительный университет”); проанализировать магистерскую работу Павла Грабалова по урбанистике, близкая территория;
  • подключить куратора Global Shapers Калининград (Дарья Яковлева, юрист, защита прав человека), которой тоже интересны городские проекты; модель и идеология проекта; модерирование встреч участников и местных жителей;
  • участие учеников “школы дизайна для детей” (ДЮЦ “На Комсомольской”) в творческой мастерской (20 человек, возраст 10 лет, вместе с родителями);
  • могут ли производители бутилированной воды быть партнерами таких событий?
  • на Катина живет человек, у которого весь забор украшен деревянными поделками, нужна городская экспедиция на Катина;
  • юридическая консультация по некоммерческим проектам в общественных пространствах; пример ручья в парке Калинина, успешный опыт, есть контакты;
  • ЗА идею благоустройства всего водного фронта города, резонирует, группа студентов-социологов (5 человек), которые только что исследовали приводные городские территории, могут провести поквартирный опрос, помочь в обработке информации; образование и обмен опытом в социальных исследованиях → стратегическое партнерство;
    — предложить идею с индивидуальными/на несколько семей септиками → ассиметричный ответ, дать быстрое техническое решение, показать, что так было можно (предупредить, что иначе штраф, многие об этом не знают)
  • информирование, законодательство в сфере водного пользования, образование первично;
  • лэнд-арт из веток/ мусора с переосмыслением культуры места, воспроизвести символы места;
  • создать сайт сообщества  “право на воду” (охрана и переосмысление различных водных пространств города);
  • начать с прогулки, анализа территории и наблюдения, следующую встречу назначить на месте.
  • интересен опыт в масштабах страны — сбор местного сообщества и решение проблемы быстрыми способами с помощью септиков;
  • сообщество из различных учреждений (инициатор — ДЮЦ на Комсомольской) соорудили суденышко с датчиками анализа состояния воды, хотят протестировать судно в реальности;
  • пример из города Ижевска — “из очистки пруда сделали фестиваль, “галерея утопленный вещей в городе Ижевске”, которые доставали водолазы, некий перформанс; привлечь сообщество дайверов (Павел Платон)  

Рефлексия: участники помогли понять, что происходит, по какому вектору двигаться, стало не так страшно; хотелось бы научиться доводить идеи до реализации, стать организатором сложный городских проектов

Максима Попова волнует: разбор на кирпичи старых немецкий зданий. 

Анна Алимпиева волнует: проект реконструкции улицы Фрунзе в широкую магистраль. 
Задача: усилить пешеходную составляющую, предложить альтернативный вариант развития, право на город, горожане как соучастники городского планирования, «как жители могут участвовать в развитии собственной улицы»? Сообщество, группа неравнодушных, исследование, сохранение деревьев. День улицы, производство городской мебели, проектирование сквера. Выстраивание диалога между властью, экспертами и жителями.

Комментарий Свята:
— сделать на улице Фрунзе городскую мастерскую ЦПУ; 
— на данном этапе низкий уровень компетенций жителей, нужно учить навыкам самоорганизации;
— государство не знает как переводить сформированное жителями ТЗ в систему госзакупок, учитывать решения, но не потерять свое влияние.

Запрос, идеи, предложения участников:

  • интересно принять участие в проекте в рамках городской мастерской;
  • на дне улиц организация занятий йогой;
  • интересен опыт взаимодействия с администрацией, практика на этом кейсе, чтобы в дальнейшем реализовывать свой проект → узнать, кому из жителей и активистов интересно развитие собственных улиц и использовать улицу Фрунзе как образовательную площадку;
  • волонтерство в рабочей группе, чтобы понять, что я могу и что мне интересно;
  • Комментарий Свята: создание общественной организации без юридического лица, воркшопы с активистами, экскурсии, круглые столы с губернатором, поддержка СМИ, публичное письмо через прессу — привлекли огромное внимание к этой проблеме (пример Нижнего Новгорода и охраны городской территории Стрелки);
  • научить местных жителей кооперации и модерации и после ухода экспертов продолжить сборку сообщества;
  • заметка: в скверах на улице Фрунзе с утра до вечера находятся “сомелье по жизни, фрилансеры поневоле”; уличные павильоны перекрывают пешеходное движение, нарушают закон — продают круглосуточно алкоголь;
  • цель воркшопа на Фрунзе — усилить пешеходную составляющую улицы, показать разнообразие сценариев использования пространства;
  • усилить информацию об этом проекте — например, сделать интервью с участниками проекта, Instagram-канал, события (привлечение маркетологов-пиарщиков к продвижению этого социального проекта);
  • акцентировать общественное внимание не на возможных негативных сценариях, а на том, что здесь будет сквер, пешеходная зона и обсуждать уже именно такие сценарии и детали пешеходной инфраструктуры (неформальная медийная группа, которая транслирует ценности комфортного города для жизни);
  • заметка историческое название прусское «Зорге» «рубеж», «застава», «крайние дома», более позднее немецкое — «Новая забота» — проект «Новая забота Калининграда»);
  • помощь в проектировании улицы, наполнить улицу смыслами и пешеходными сценариями.


    Ирина Ракчеева отношение к животным в городе.
  1. Банк идей, придуманных на воркшопах ЦПУ.
  1. Рефлексия участников семинара. 

    Юлия Петрушина, участник:

«Во время воркшопа ощущала подъем. В голове постоянно появлялись идеи, хотелось их сразу зарисовывать в схемы, развить в проекты. Было интересно наблюдать, насколько отличаются люди, которые прошли до этого проектный семинар. То есть заметно изменился подход к выполнению заданий.

Очень понравилась практическая часть: исследования в городе. Было сложно подходить к людям с вопросами. Причем трудность составлял именно первый вопрос-знакомство. Если бы можно было сходу спрашивать про вдохновение, мне было бы проще. Интересно было взглянуть на город по-новому, осознанно выявляя знаковые места, предметы, сценарии в поведении людей. Жалко, что после исследования никак не поработали с результатами, не обсудили, кто какие выводы сделал.

Интересно было послушать, какие проекты предлагают участники, и наблюдать их трансформацию в процессе обсуждения. Интересно, как самые безнадёжные идеи превращались в что-то разумное и вполне осмысленное.

Во время воркшопа успела проработать свой проект, хотя и не представила его на публику. Уже сделала первые шаги к реализации. Воркшоп послужил неким катализатором для мышления.

До воркшопа было крайне смутное представление, кто такой городской продюсер. Оно стало более-менее оформленным в эти 3 дня.

Калининградский продюсер — это пока что одиночка, который должен уметь собрать вокруг себя разрозненные ресурсы и людей и удерживать их фокус внимания на проекте до успешного завершения.

Наиболее интересным и полезным мне показалась практика городских исследований и линейная продюсерская модель. К сложной коммуникации, как мне показалось, были не готовы ни сами продюсеры, ни все остальные.

Еще мне очень полезным был пример практической коммуникации в нестандартной ситуации борьбы с городским троллем 😉

Мне интересно было бы участвовать в деятельность ЦПУ. Я обязательно буду посещать все запланированные мероприятия. Возможно и более активное участие, например, работа с отзывами в сети, контакты с прессой, PR и т. д. Также интересно было бы поработать в исследованиях».


Максим Попов, участник:

«Было ощущение на третий день, что всё это я уже один раз прожил в какой то прошлой жизни, а потом решил забыть. А тут сидишь, и такой «Да вот же оно!»
Так что, важным оказалось это ощущение «перезапуска», когда ты снова готов взяться за то, что давно бросил, что показалось нежизнеспособным — но нет, оказалось что нужна другая точка приложения усилий и более широкий взгляд на проблему.
Понимание того, что для решения новых (больших задач) нужно постоянно выходить за рамки себя.
Что еще важно, — ощущение того, что решение многих сложных задач можно сделать интересным и увлекательным процессом, как для самого себя, так и для всех участников.
Какие ощущения в теле? — «Встань и иди!» 🙂
Само слово «продюсер» имеет устоявшийся смысл, и когда мы его слышим, сразу понятно — это кино. А городской продюсер этот тот, чье поле деятельности — реальная жизнь, которая всегда оказывается интереснее и гораздо длиннее кино.
Калининградскому продюсеру приходится работать в противоречивой среде, среди наслоений культур и смыслов (снимая очередную серию из сериала «Калининградское городское сообщество» :-)), но это делает эту новую профессию еще интересней. Это очередной вызов — можем ли мы вместе что то сделать? Не «хоть что то», а то, что сделает Калининград еще сложнее и интереснее (и наконец то позволит стать художникам богатыми, а продюсерам — толстыми и беззаботными)?
Каждый из методов дает свое измерение исследуемого пространства, дополняя друг друга.
Метод рамок из трехслойной модели города — к чему-то похожему я пришел интуитивным путем лет семь назад, начав фотографировать жизнь города. Впрочем любое знание — это то, что мы уже «знали», а процесс обучения лишь позволяет нам организовать его, превратив в инструмент решения конкретных проблем.
В процессе «сложной коммуникации» удалось для себя уточнить и развить старые проектные идеи, которые спали некоторое время, и в целом мне показалось это очень эффективным обучающим инструментом.
В разных проектах есть роли, в которых было бы интересно реализовать свои компетенции, к примеру это работа с городскими смыслами, легендами, историей и т.п.;
Работа с образом и визуальными коммуникациями в рамках исследования калининградской городской идентичности;
Или — инструментарий доведения до продукта и вывода в тираж продукции ремесленников, что может быть полезно в проектах связанных с «мастерскими»».

Алексей Михайлов, участник:

«Впервые за долгое время, почувствовал себя в окружении людей, которыми двигает внутренняя мотивация изменять окружающее пространство не только в эгоистических целях. Чувствовал, что самые важные действия делаются не людьми в кабинетах, а горожанами в библиотеке.
Испытывал симпатию ко всем собравшимся за то, что они приняли для себя решение провести выходные не на пляжных пикниках, а рядом с проектором и флип-чартом, размышляя о том, как приносить пользу городу.
Честно говоря, в самом начале меня не особенно интересовала тема воркшопа. Шел на него, прежде всего, чтобы понять, в какой стадии сейчас находится калининградский ЦПУ. По одному из разговоров с Пашей Грабаловым, сложилось впечатление, что основной фокус внимания направлен на развитие Креативных индустрий, что не совсем совпадало с моим представлением об эффективности центра. Понимание о том, кто такой продюсер определенно сформировалось, а вместе с ним, понимание его отличия от городского предпринимателя. Понял необходимость наличия ресурсного центра как площадки для сборки всех заинтересованных участников. На мой взгляд говорить «калининградский продюсер» можно будет только после того, как будут сформулированы вопросы-проблемы сообществ и запуск нескольких проектов, включающих «СМЫСЛЫ-СОЦ.ОТНОШЕНИЯ-ФИЗИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СРЕДЫ». Возможно, имеет смысл организовать встречу, на которой люди идентифицирующие себя как продюсеры, расскажут о своих проектах и пригласят принять участие в новых.
Была очень полезной модель «Творческий кластер», т.к. до этого ни разу не выделял для себя тех участников, о которых рассказывал Свят. С методом рамок был знаком из курсов онлайн-курсов Стрелки.
Самым эффективным был 3-й день, с возможностью услышать большое количество разных мнений по отношению к проектам продюсеров.
Понравилось, что подход (возможно, только мое внутреннее ощущение), формировал желание отдать как можно больше в копилку продюсера и обогатить его проект. Думаю, что все-таки нужен регламент с ограничением времени на каждого участника.
Интересна идея организации форума городских сообществ, в целях выяснения потребностей сообществ их развития с помощью ресурсного центра ЦПУ.
Считаю, что сеть городских сообществ действительно может стать актором в вопросах конструктивного развития города. К сожалению, в связи с загруженностью на работе, могу выделять довольно мало времени на участие в проекте». 



5. Рефлексия организаторов и ведущего семинара.

Свят Мурунов, идеолог Центров прикладной урбанистики, ведущий воркшопа:

— у калининграда маленькая плотность людей, от этого общий уровень проектов весьма локальный, немного проектов масштаба региона.

— есть много тех, кто сгорел, обиделся, ранен — сверх-задача — вернуть их в проектную деятельность через ближайшие воркшопы.

— пока что калининградцам тяжело работать в сложных моделях коммуникации, потому что нет опыта и сложно держать позицию. В результате воркшопа сложилась Модель калининградского продюсера — пока другие продюсеры помогают ему продюсировать. Это тоже вариант, более легкий, начальный этап. Кооперация возникает через людей, персонифицированного, что в целом — первый шаг на пути создания институциональной кооперации через регламенты.

— Важно не застрять на начальном этапе, не заиграться с персональными проектами, с которым легко выходить в любой момент в проектную деятельности, а двигаться дальше и учиться кооперироваться.

Валентина Янсен, организатор, координатор ЦПУ Калининград:

Воркшоп был сложным и крайне полезным. На предыдущем проектном семинаре мы говорили о том, что Калининград переполнен «продюсерами»: очень много людей что-то делают, затевают какие-то проекты. Но вот настал момент истины — на самом деле продюсеров особо нет, это миф. Креативный рынок весьма небольшой и уровень сложности проектной деятельности говорит о том, что в основном люди предпринимают попытку точечно менять реальность, подстраивать её под себя и убирать из жизненного поля какие-то раздражающие факторы. Классический буржуазный подход — а в нашем случае «калининградский синдром».
Оттого интереснее было наблюдать, как участники заново раскрываются, осмысляют сложную коммуникационную деятельность, примеряют её на себя и по-новому пересобирают свои идеи в проекты более высокого уровня.
Было очень заметно, что всем не хватает проектной деятельности (видимо, отголоски калининградского «продюсерского» мифа). Поэтому стало ясно, что в ближайшее время нужно выходить на глобальный проект, достаточно масштабный для того, чтобы вовлечь максимум игроков и каждому было место для реализации своих идей. Потому что общих целей и чаяний, очевидно, достаточно, есть на что опереться для выхода в проектную деятельность.
В начале не хватило времени на прохождение полноценного цикла знакомства, и минусы этого не заставили себя долго ждать — пришлось знакомиться в процессе обсуждения проектов, а это не просто, порой из-за этого чувствовалось напряжение в общении. Стало понятно, что необходимо организовывать постоянный формат регулярных знакомств с людьми, идеями, компетенциями. Это должно войти в культуру повседневности локального креативного сообщества.
Особенно зажгли исследования. Жаль, не было достаточно времени на обсуждение результатов вылазок в город. Поэтому мы приняли решение следующий воркшоп посвятить исключительно городским исследованиям — погрузиться в окружающую нас действительность и искать в ней вдохновение.

Анастасия Юрчук, организатор, координатор ЦПУ Калининград:
Что понравилось:
— лекции “роль городского продюсера”, “альтернативная модель продюсирования”, хоть и не первый раз слышу лекции Свята, но все равно нахожу много интересного и полезного себе на заметку;
— анализ городской среды, прогулка — лучшее вдохновение, множество открытий и находок, воркшоп становится интереснее, динамичнее и одновременно реалистичнее;
— обнаружила,  что мы занимаемся в комфортной библиотеке, говорим о креативных проектах и будущем креативных индустрий — а в ста метрах от нас один из самых неуютных и захламленных дворов девятиэтажки и пространство за библиотекой (желание оттолкнуться от городских реалий);
— проект листовок — женщины Калининграда, на машине объявление «верните номера»;
— гибкость методологии — ориентируясь на работу и запрос участников Свят сменил методологию, вернулся на шаг назад и начал с более простой модели продюсирования. 

Что не понравилось, вызвало вопросы:
— мне показалось, что не все участники понимали, куда они пришли и зачем им такой воркшоп, у ребят были свои идеи, но не было сложного опыта организации событий, поэтому модель творческого кластера 3.0 воспринималась сложно, им не открывался весь потенциал этой модели;
— не хватило вплетения городской идентичности, городской реальности, результатов пусть и небольшого, но исследования в проекты ребят;
— не было проведено знакомство, я считаю, что это один из важнейших этапов наших образовательных программ, мне важно, чтобы сам формат воркшопа прошел как можно более эффективно, поэтому несколько технологий знакомства (в том числе по ценностям), которые обычно даются на воркшопе «городской продюсер», кажутся мне очень важными;
— не проговорили результаты прогулки по городу, кто какие открытия совершил, с кем удалось поговорить и было ли сложно преодолевать себя, как вдохновил город и городская среда, какие идеи для проекта родились.

Выводы, идеи, предложения:
— назревает логичный запрос на присутствие и взаимодействие с городом, проведение воркшопов в городской среде, где будет больше практических исследований;
— необходимо нащупывать модель работы, актуальную для креативного класса Калининграда — темп, уровень сложности, подробное знакомство участников, в том числе разговор про личные ценности;
— в ходе работы родился интересный формат взаимодействия.

В более простой модели взаимодействия продюсеры озвучивали свою идею, а участники в виде живого процесса генерации идей усложняли и видоизменяли проект. Участники могли задать вопрос, прокомментировать услышанное, предложить способ реализации проекта, варианты личного участия или поделиться полезными контактами по данной теме. Такая модель оказалось проще в восприятии для участников, и может быть именно с нее нужно начинать работу в Калининграде. Опытным путем мы увидели, что в такой логике может функционировать «Ресурсный центр для креативного класса» (куратор — Кристина Черемушкина), проект, который родился на проектном семинаре «Творческий кластер 3.0».

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*